Женское

Иванов Алексей: Географ глобус пропил — рецензия

Побывав в роли Машеньки, особенно хочется понять того, чью роль в этом произведении взял на себя Служкин.

Это обычная история, обычного человека, живущего в маленькой стандартной квартире. Жизнь, не отличающаяся от миллиона подобных, жизнь, в описании которой постоянно находишь себя, свой быт, свои проблемы. Но каждая жизнь- это прежде всего человек, с его ощущениями, с его мировоззрением, с его исканиями. Автор описывает маленького человека с его большими воззрениями попытками найти и понять себя.

Служкин просто плывет, плывет по течению жизни. Надо обеспечить семью – он устраивается на работу. В этом, может быть, проявляется его любовь к дому, к жене и ребенку, а может это просто дань обычной жизни. Он, хватаясь за соломинку, выбирает не ту профессию, не ту работу.

Он становиться учителем географии, или как зовут его ученики «географом» случайно, не имея к этому делу ни малейшего призвания, ни способностей. Возможно, он просто сам еще немного застрял в своем отрочестве и хочет окунуться в него снова, дабы расставить все точки над i, и погрузиться в воспоминания.

geograf globus propil recenziya2 - Иванов Алексей: Географ глобус пропил - рецензия

Но его желаний и стремлений мало. Ученики его не слушаются, он не может наладить дисциплины в классе. И даже «красная профессура» не испытывает должного уважения к новому преподавателю. Не имея педагогического опыта, Служкин мечется из крайности в крайность.

То он пытается наладить с учениками дружественные отношения, то ставит им плохие оценки, исходя из своих предубеждений. Он и сам осознает, что ничему не может научить своих учеников. Особенно это подчеркивается в конце романа, где выявляется, что в кабинете географии целый год не было карт.

Но в романе раскрывается проблема не одного лишь Служкина, а методов общения с учениками в школах. Автор, в целом, положительно относится к заучу Розе Борисовне. Ее словами он верно подмечает, что «дисциплина на уроке всегда зависит от педагога». Что призвание учителя – вложить свои знания в голову любого ученика. Заставить детей слушать внимательно и не срывать урок — это лишь проблема самого преподавателя.

Не все родители дома могут обеспечить ребенку нормальное психологическое развитие, ибо у них для этого нет ни опыта, ни образования. А учитель имеет и то и другое, поэтому одна из его задач – «корректировать недочеты родительского воспитания, а не повторять их и тем более усугублять».

Но, вернемся к герою романа. Помимо того, что его карьера не складывается, у него так же все непросто и с личной жизнью.

Что его связывает с женой? Лишь ребенок, как и во многих семьях. Что его связывает с друзьями? Зачастую, лишь воспоминания.

Его окружают люди с такой же обычной жизнью, как и у него самого. Никаких стремлений, никаких надежд, исканий. И самому Служкину не за кем стремиться, некого ставить себе в пример. То, чего добились его друзья, далеко от его собственных представлений о счастье. Ему не надо ни дорогую машину, ни шикарную квартиру. Его уже не тянет к женщинам, ищущим в мужчине лишь отдушину для своих терзаний. Он романтик.

Его тянет к природе, к поэзии, к творчеству. Его тянет, но выхода своим полетам он не находит, лишь в поговорках и прибаутках, насмерть осточертевшим жене. Его друзья одноклассники окончательно потеряли себя в быту, они оставили в прошлом свои восторженные мечтания, утонув в бесконечном потоке обыденных дел. Но Служкину не хочется тонуть.

Он пытается вырваться, и может, именно поэтому ищет что-то среди учеников в школе. Вот где романтика, вот настоящие люди, чистые и свободные от гнета повседневности. Он читает им стихи, и они слушают и им нравиться. Он завет их в поход, и они готовы на все: на встречу со стихией, с опасностями, с природой. Это не просто пикник с шашлыками, это настоящее приключение! Именно там Служкин находит настоящего себя, свое «Я».

Да, он такой. Он делает все от души, не задумываясь над содеянным, а не так как от него этого ждут. Он пытается оправдать свои нелицеприятные поступки, считая, что оставляя «отцов» и девушек без командира, а лишь под сторонним присмотром, подготавливает их к жизни. Но по-настоящему, он обнаруживает, что хоть он и опытнее, и взрослее, даже здесь в условиях похода, он не может быть командиром, учителем для набранной команды.

Он лишь член экипажа, такой же, как все. Пусть командуют те, у кого к этому лежит душа. Его же призвание — окунуться вместе со всеми в атмосферу похода, насладиться опасностями, уготованными им природой и разбушевавшейся стихией. Прийти на помощь, если требуется.

У него нет плана действий, запасных вариантов развития событий. Он не идет к чему-то. Своими размышлениями лишь оправдывает себя. Все пускает на самотек. И то, что члены экипажа извлекли для себя определенный урок из этого путешествия, сделали выводы и заключения – не его заслуга. Это заслуга самих «отцов», оказавшихся в безвыходной ситуации. А он сделал правильно лишь то, что дал идею и довел дело до конца. И это, впрочем, не мало. Смысл похода приходит к нему лишь в конце путешествия.

И, наконец, Маша. «Ма-ашенька…». Человек, девушка, не погрязшая в омуте бытия. Нежная и романтичная, любящая всем сердцем и прощающая все ошибки. Он чувствует, что может получить от нее то, чего не осталось в его бывших одноклассницах. Чистую беззаветную любовь. Она любит его не за что-то, а просто всей душой, за то, что он вот такой и есть.

Возможно, он совсем не идеал мужчины для нее, и она критично отмечает, что он всегда пьяный, орет, глупости всякие делает, гадости говорит. Но детская восторженность и эмоциональность, прощает все во имя первой любви, и она по-прежнему, вычеркивая все плохое, видит в учителе человека, способного понять ее, окружить заботой, восхищаться ее молодостью, могущего дать не глупые приставания мальчишки, а взрослую мудрую любовь. Она отдается своей любви целиком, без остатка, и готова отдать ему все, что имеет, ради счастья быть с ним.

А он? Также ли восторженно и всепоглощающе он способен любить? Потрепанный жизнью, вероятно, нет. Он стремиться к этой светлой любви, пытается вернуть угасающие с юностью чувства. Но может ли он ответить взаимным прекрасным, одурманивающим чувством? Ведь он «в сто раз хитрее, в сто раз расчетливее». Любит ли он ее так всепоглощающе как она его?

Оставшись с Машей наедине, он может наконец-то вернуть в себе это чувство, погрузиться в юношеский романтизм, разбавленный опытом мужчины. И он не решается разбить то прекрасное, то чистое и невинное, что образовалось между ними. Он, принявший нежный порыв девушки за желание, способен противостоять своим страстям, уступив место благородному порыву. Он понимает, что в любом случае потеряет все, и не использует единственную возможность во благо себе. Но это лишь мгновение.

Разбередив в девушке душу, дав ей надежду, что все может быть, он, такой опытный и разумный, не может найти в себе силы идти дальше. Не может бороться с обстоятельствами, с разницей в положении, в возрасте, с силой закона. Имел ли он право подогревать в ученице нарастающую любовь? Ведь он, такой расчетливый и хитрый, мог предвидеть, что ничего из этой любви не выйдет!

Нет, Он не мог. Он погрузился в свои чувства целиком и позволил себе помечтать, воплотить фантазию в жизнь. Хорошо, что он смог вовремя затормозить, плохо, что оставил Машу наедине со своей тоской и разочарованием. Заметил ли он, ощутивший себя таким одиноким и покинутым всеми, что вероятно, и Маша, идущая со Старковым, так и не поднявшая глаз, просто пыталась заглушить в себе боль от внезапной разлуки?

Нажмите на кнопочки социальных сетей, поделитесь с друзьями полезным материалом!
  • 2
    Поделились